Ростовые куклы: модная тенденция или эффективная реклама?

Еще совсем недавно на вопрос: «Что такое ростовая кукла?» — в девяносто процентов случаев нельзя было получить вразумительного ответа. Сегодня этот термин уже хорошо прижился и обосновался в профессиональной promotion-терминологии. Даже если многие и не знают, что это такое, то, по крайне мере, догадываются, ведь название говорит само за себя. (Термин «ростовые куклы» появился при обозначении больших кукол, высотой в человеческий рост).

Однако, среди простых обывателей, не вдающихся в подробности рекламной жизни, этот термин не столь популярен. Какие только названия не услышишь от человека завороженного глазеющего на «мультяшного» фирменного медведя в торговом центре: «большая мягкая игрушка», «живая реклама» и даже «ходячая реклама»! Такие «народные» обозначения ростовой куклы еще раз подтверждают оригинальность и уникальность этого явления в продвижении брендов. Согласитесь, что сегодня ростовая кукла на улице — это скорее единичный случай, нежели массовый, а потому яркий и запоминающийся.

В истории рекламы идея «оживить» фирменный персонаж всегда оправдывала ожидания и подтверждала свою эффективность. Здесь достаточно вспомнить известные рекламные кампании «Мишлен» и «Mc`Donalds» с их фирменными героями Бибендумом и Роналдом Мак Дональдом, уже давно ставшими мировой легендой. Еще классик рекламы Лео Барнетт — автор популярных персонажей «Ковбоя Мальборо» и «Зеленого Великана» — проповедовал значимость эмоционально насыщенных рекламных образов, способных завоевать признание и доверие покупателя с первого взгляда. А ростовая кукла — это не что иное, как живое воплощение бренда, и не только его визуального образа, но, что самое важное, его эмоционального содержания, которое наиболее значимо для потребителя.

Как средство продвижения товара, ростовые куклы чаще всего становятся героями выставок, презентаций, различных рекламных шоу-мероприятий и промо-акций в торговых точках. Масштабные рекламные кампании с участием ростовых кукол проводятся гораздо реже. Прежде всего, такая тенденция объясняется необходимостью изготовления больших тиражей. И дело вовсе не в том, что производственные компании не могут выполнить такой заказ, напротив — хоть ростовые куклы, в основном, продукция единичная — изготовить тираж в 10 — 30 штук сегодня не проблема. (Так, в компании «Мастер Снап» изготовить до пятидесяти кукол можно в течение месяца). Но заказчиков на такой объем еще не много, поэтому большинство заказов — это небольшие тиражи (1-2 куклы).

На наш взгляд, эффективна работа ростовых кукол в местах продаж. Реклама в торговых точках очень активная, бренды борются за внимание и лояльность потребителя, торговые залы перенасыщены всевозможными P.O.S.-материалами, что естественно, снижает силу их воздействия. А ростовая кукла — живой веселый и забавный персонаж — в этом плане по многим параметрам опережает своих «конкурентов» — статичные P.O.S.-фигуры и объемные муляжи товара. Кукла может раздавать рекламные листовки, сувениры и образцы продукции, фотографироваться с покупателями.

Какую куклу изготовить? С технологической точки зрения ростовая кукла — это костюм, который одевается на человека. С помощью объемных материалов ему придается любая форма, поэтому вопрос о выборе персонажа обращен скорее к художнику или дизайнеру, нежели к производителю, который вносит в эскиз лишь минимальные технические корректировки. Как правило, чем более «рекламную направленность» носит мероприятие, для которого изготавливается ростовая кукла, тем более уникальны запросы клиентов. Это понятно — реклама требует креативных решений. Здесь не только различные животные и фантастические герои, но и всевозможные предметы. Многие «рекламные заказы» — это именно предметы, повторяющие упаковку или форму товара. На счету компании «Мастер Снап» изготовление ростовых кукол в виде сотовых телефонов, игровых автоматов, бутылок и даже противоугонных автомобильных замков. Такие куклы (повторяющие товар), безусловно, работают на узнаваемость бренда или торговой марки. Клиенты требуют точного воспроизведения пропорций, этикетки, логотипа и получают необходимый результат. Технология производства кукол позволяет создавать любую форму, а этикетка, как правило, воссоздается при помощи баннерной или термопечати, но при этом, как ни странно теряется сама суть создания ростовой куклы: «одушевление», «оживление» героя, наделение товара эмоциональной составляющей… Специалисты нашей компании всегда предлагают разработать некий «шаржевый» вариант ростовой куклы — с забавной рожицей, улыбкой, добрыми глазами, но при этом узнаваемую потребителями! В этих случаях получается действительно привлекательный персонаж как для детей, так и для взрослых, а не просто «коробка на ножках»…

Как правило, если компания имеет одушевленный фирменного героя (кенгуру, кролика, кота, ковбоя и пр.), то в кукле можно воплотить этот образ с полным портретным сходством. Такие куклы обычно предназначены не только для «разовой» промо-акции, они становятся любимым героем сотрудников и партнеров компании, посещая все имиджевые мероприятия фирмы: презентации, выставки, корпоративные банкеты. Впрочем, для тех, кто еще не обзавелся фирменным персонажем, эта услуга — создание символа компании — предлагается уже «на месте», в нашей компании.

При планировании небольшой рекламной акции с участием ростовых кукол можно обойтись и «малыми силами». Не обязательно создавать индивидуальный фирменный образ, иногда достаточно превратить «стандартного» медведя в «родного» корпоративного с помощью одежды (футболки, бейсболки, комбинезона) с логотипом фирмы. В этом случае, даже не придется задействовать производство — мы сдаем уже готовые ростовые куклы в прокат на необходимое время и вместе с опытными актерами-аниматорами.

Вместе с повышением популярности ростовых кукол в рекламе, и постоянно растущему спросу, растет и количество производственных компаний. Но не многие из них способны обеспечить высокое качество продукции при умеренной цене, предложить широкий выбор дополнительных услуг, таких как, разработка фирменного персонажа, прокат ростовых кукол, подготовка сценария рекламной акции с участием кукол. Компания «Мастер Снап» одна из первых предложила сервисные услуги — гарантийное обслуживание, чистку и ремонт ростовых кукол, их доставку региональным заказчикам, среди которых ведущие рекламные агентства и крупные производственные компании.

В целом, тенденция содержания запросов на рекламные ростовые куклы очевидна — требуются уникальные, особенные герои и яркие рекламные идеи, способные не только запомниться и повысить узнаваемость марки среди марок конкурентов, но и заинтересовать, удивить покупателя.

Рекламисты неоднократно отмечали эффективность использования ростовых кукол в промо кампаниях. Эта рекламная идея уже завоевала внимание и признание не только работников рекламных отделов, но и, что самое важное, полюбилась потребителям!

Назарова Елена,
компания «Мастер Снап»,
для журнала «RT-Promo»