Муляж создает антураж

 

 

Муляж ПерсикПо представлениям древних, человек имел две души: растительную и дыхательную. После смерти финикийца его растительная душа оставалась в могиле и испытывала потребность во всем том, что она имела при жизни в человеческом теле. В могилу клали украшения, глиняные муляжи фруктов и овощей, которые делались съедобными благодаря магическим заклинаниям. В 21 веке человечество ушло от подобных обрядов, но муляжи использует до сих пор.

Театр начинается с.....

В некоторых источниках муляжи определяют как "имитация предметов быта", почти во всех термин "муляж" близок к понятиям "бутафория", "реквизит" и, соответственно, ассоциируется с театральными реалиями. Кроме того, очень широко использование муляжей в школах, детских садах, да и вообще в любых учебных заведениях. Чаще всего, конечно, для обучения при помощи наглядных пособий, например, на уроках биологии и изобразительного искусства.

Привлечь внимание клиента - одна из первых составляющих успешной торговли. В век развития технологий и средств массовой информации сделать это стало легче технически, но с другой стороны, сложнее придумать что-то оригинальное. Один из способов вызвать интерес к продукции - это муляжи, имитирующие практически абсолютное сходство с оригинальным продуктом. Использование муляжей актульно для многих отраслей современного трейдинга. Первое, что приходит в голову, - это прилавки в различных торговых точках, супер- и минимаркетах. Кроме того, муляжи используют в ресторанах и других предприятиях питания. Очень популярно использование муляжей в рекламных целях.

Насчет происхождения подобной продукции существуют разные мнения. Большинство экспертов, в том числе Елена Назарова, менеджер по работе с клиентами Мастер Снап, совершенно справедливо считает, что появление муляжей связано с тем, что они "традиционно используются в театре для замены настоящих предметов". Именно эту цель и преследуют предприниматели, прибегающие к такой форме подачи своих товаров. В отношении изобретателей муляжей и их появления на российском рынке интересными сведениями поделился с нами Павел Кузнецов, коммерческий директор ОАО "ГолденМедиа", компании, занимающейся пространственным дизайном: "Собственно, муляжи в качестве украшения интерьеров появились очень давно - в виде чучел животных. Естественно, "заимствования" самой идеи использования муляжей для украшения интерьеров не было. Собственно, идея использования муляжей именно фруктов и продуктов питания появилась во Франции в 16 веке и позже была "экспортирована" в Россию на волне петровских реформ".

Основная категория подобных изделий - это муляжи товаров продуктовой группы. Крупные фирмы, предприятия или рестораны могу позволить себе дорогостоящую витрину-холодильник и выкладывать товары без ущерба для их качества. Но, как правило, для того, чтобы показать товар в открытом виде все же используют муляжи. Инна Сербина, дизайнер студии "АртКо" рассказала, что "последнее время часто заказывают муляжи товаров несъедобных, например, косметические товары или обувь. Обычно такие муляжи гораздо большего размера, чем оригиналы, так как предназначены для рекламы или выставок".

Все одинаковые?

Различие между типами муляжей можно провести по нескольким параметрам. По словам Елены Назаровой, во внешнем виде они отличаются только в том плане, что бывают муляжи, повторяющие размеры предмета, а также муляжи - увеличенные или уменьшенные копии предметов. Это зависит от тех целей, которым служит муляж. С другой стороны, она предлагает классификацию муляжей по технологии изготовления или скорее по материалу, который лежит в основе технологии. "Существуют муляжи, изготовленные из папье-маше (технология создания необходимой формы предмета путем наложения друг на друга слоев бумаги), из пенопласта, пластика, поролона и ткани, воска и так далее".

В компании ОАО "ГолденМедиа" эти два критерия считают взаимосвязанными, другими словами, технология изготовления напрямую зависит от размера муляжа. "Муляжи бывают:

1) в натуральную величину (пенопласт с восковым покрытием и ручной раскраской, пластик, папье-маше, каучук);

2) увеличенного размера (проволочный каркас, покрытый в несколько слоёв тканью и грунтовкой, раскрашенный вручную - или папье-маше)", - рассказывает Павел Кузнецов.

 

В недавнем прошлом, в нашей стране практически не было фирм, компаний, специализирующихся на изготовлении подобного рода товаров. В основном их привозили из-за границы те, кто, собственно, поставлял и товары, которые необходимо было повторить в виде муляжей. Последнее время эта продукция стала популярнее и начали появляться непосредственные производители и в России, но их всё же немного. "Чаще такая продукция производится в театрах и студиях, - рассказывает Инна Сербина (студия АртКо), - Отдельные бутафорские мастерские и художники-оформители часто берутся за оформление витрин и интерьера" Однако, специалистов по дизайну с применением муляжей мало. Обычно необходимость их использования диктуется идеями дизайнера интерьеров. В компании "Мастер Снап" "все муляжи разрабатываются дизайнерами, в соответствии с теми целями, которые преследует заказчик, заказывая данную продукцию. Если речь идет о рекламных целях, то, как правило, клиент требует точного сходства с образцом товара, который он предъявляет", так как потребитель должен узнавать и запоминать рекламируемый товар. Тем не менее, изготовление муляжей в определенной степени дело творческое. По словам Инны Сербиной (студия "АртКо"), существует множество технологий производства муляжей, однако "качественная продукция такого рода - это всегда ручная работа, поэтому каждый отдельный продукт, сделанный вручную, не похож на другой".

Технологии изготовления муляжей в компании "ГолденМедиа" автоматизированы на некоторых этапах:

  • Муляжи формуются на специальном автомате из пенопласта, затем (автоматом же) покрываются несколькими слоями воска, затем им придаётся фактура (например, фактура апельсиновой корки). Раскрашиваются такие муляжи вручную и затем (в случае необходимости) на них наносится покрытие(пух для персиков, ворс для киви и т.п.);
  • В случае, если муляжи значительно превышают по размерам оригинальный продукт (например, двухметровый апельсин), изготавливается каркас из пластика и проволоки, который покрывается несколькими слоями ткани. Затем ткань покрывается грунтовкой, которой придаётся нужная фактура и затем муляж раскрашивается - опять же вручную.

 

В компании "Мастер Снап" упор делается на ручное изготовление. Первое, что создается при изготовлении муляжей - это форма предмета. Здесь в основу ложатся различные материалы - папье-маше, поролон, пенопласт, пластик. Если фигура объемная, то необходим металлический каркас, который способен держать форму. Далее следует отделка, также осуществляемая вручную.

При такой системе изготовления, данная продукция кажется вечной, не приходящей в негодность. И действительно, муляжи могут хранится до 300 лет, если в их основе технология папье-маше, а также пластик. Пенопласт, по мнению всех экспертов менее долговечен, деформируется и ломается даже от слабых ударов, а на солнце и просто при высоких температурах попросту может расплавиться. Во многих ситуациях, муляжи имеют контакт с людьми, например, в ресторанах люди частенько пробуют их на вкус. В таких случаях, такие муляжи необходимо заменять не реже одного раза в три месяца, иначе они теряют внешнюю привлекательность.

Ручная работа дороже.

Что касается стоимости на эту продукцию, то она зависит, как и для любого другого рода товаров, от таких параметров как производитель (отечественные, иностранные), от сложностей с транспортировкой. Павел Кузнецов (ОАО "ГолденМедиа") приводит пример: "из-за отечественной таможенной политики и большого размера стоимость сделанного в Италии муляжа головки сыра составляет почти 100 долларов, несмотря на относительно невысокую цену изделия на заводе", и определяет разброс цен на подобные товары в пределах от 1 до 200 долларов.

В большинстве компаний цену определяют в зависимости от размера изделия и количества, а также сложности деталей муляжа. Соответственно, чем сложнее и больше изделие, тем оно дороже. Поскольку компания "Мастер Снап" специализируется также на производстве ростовых кукол (большие фигуры с человеческий рост, которые одеваются на человека), статичных фигур и масок с портретным сходством (что по технологии приравнивается к муляжам), то цены разнятся от 500 рублей (за простые предметы: яблоки, апельсины и пр.) до 30 000 – 40 000 рублей для портретных фигур.

Соответственно с ценами определяется и спрос: наиболее высоким спросом пользуются отечественные и китайские муляжи из-за невысоких цен (от одного до пятнадцати долларов), однако существует устойчивый спрос на достаточно дорогие и, соответственно, качественные муляжи итальянского производства (например, копченые куры, рыба, колбасные и мясо-молочные изделия). Можно выделить и наиболее популярные виды муляжей - это муляжи фруктов и овощей - благодаря невысокой цене и весьма привлекательному внешнему виду (например, яркости окраски).

Елена Назарова ("Мастер Снап") рассказала о некоторых интересных заказах из ее практики, таких как муляж ручной гранаты, из которой вытаскивается приглашение, и муляж персика, который надевается на голову человека.

Основными потребителями и покупателями данной продукции являются предприятия розничной торговли (продуктовые, мебельные, предприятия, занимающиеся торговым оборудованием). Часто муляжи используются в дизайне интерьеров ресторанов, отделов крупных сетевых магазинов. Также частые покупатели муляжей - крупные компании, которые используют эти товары в рекламных целях, для выставок. В компании "Мастер Снап" был опыт работы по изготовлению реквизита для съемок рекламного ролика (фото "персик"), где заказчиком выступала продакшн-студия.

Бывает, что и частные лица приобретают муляжи, но скорее как экзотические украшения или оригинальные подарки друзьям, нежели для иимитации реальных продуктов и товаров.

Что касается пользы муляжей, то она очевидна: во многих случаях, когда необходимо придать товару более "живой" вид для повышения его привлекательности (например, наполнить прилавок, выставленный на продажу, мясными продуктами), невозможно использовать реальные продукты.

Павел Кузнецов (ОАО "ГолденМедиа") отмечает: "Импортные муляжи имеют такую стоимость, которая останавливает многих потенциальных клиентов. Судя по всему такая ситуация на рынке сохраняется уже 10-20 лет...". Тенденции последних лет в этой отрасли, по мнению экспертов, можно определить следующим образом: заказы на муляжи стали более коммерческими. Если раньше областью применения были в основном театры, то сейчас - это реклама, оформление интерьера. Кроме того, на рынке наблюдается дефицит высококачественной продукции из-за малого количества отечественных производителей.

Алексеюк Алина,
Журнал "Торговое оборудование",
Июль, 2004 г.

Недавно просмотренные Недавно просмотренные